История создания шахмат «на троих»
Уважаемые друзья.
Не скрою, огромное удовлетворение проектом вызывают заявки со всех концов России и зарубежья. Интернет – магазины делают вывески «Шахматы на троих» даже если продают только тапки. Значит цепляет. Некоторые версии шахмат втроем с треугольными полями круглыми и т.д. привязывают к себе копии наших правил, с нашими диаграммами, разъяснениями и картинками. Ну, еще бы! Ведь нам удалось решить главный вопрос – как играть, т.е. создать интересные правила. Я говорю нам, потому что сначала и до сих пор все графическое и цветовое оформление делает бренд-менеджер Лидия Наумова. Она придала всему проекту деловой и в тоже время развлекательный тон, за что ей огромное спасибо.
Прошло несколько лет с момента начала серийного выпуска шахмат для троих и мы предлагаем вам купить игру для себя или в подарок хорошему человеку.
Многие годы энтузиасты игры втроем ломали голову, что делать после мата (шахматного естественно) одному из игроков. Ведь тот, кто ставил мат, обычно терял фигуры, подбираясь к королю. А тот, кто топтался на месте, сохранял фигуры и имел преимущество. И только наше правило – брать фигуры в ” плен ” (заставляет других игроков играть активно, даже теряя свои фигуры, чтобы не позволить кому-то из игроков иметь ” двойную” армию), позволило сбалансировать игру. Играть стало интересно даже если играют слабак, середняк и чемпион.
В 2006 г. мы зарегистрировали наши права на доску и правила игры в шахматы на троих получив патент.
Незаконное производство и продажа преследуются по закону, изъятием из продажи и иском к торговым и оптовым организациям.
С чего начались шахматы на троих
Впервые я прочитал о попытке создания шахмат для трех игроков в журнале «Огонек» много лет тому назад. Иногда я читал о гексагональных шахматах, шахматах на цилиндре, шахматах с круглыми полями, с треугольными полями и даже о шахматах на спиральной доске.
Все эти изобретения объединило одно – в них были красивые картинки, а сама игра была невозможна и неинтересна. Видимо, изобретать шахматы для троих, четверых и т.д. пытались с момента появления классических шахмат, сотни лет назад. Просто хороший вариант не получался. И поэтому странно читать в Интернете, что некоторые люди заявляют: «это моя идея, я первый ее запатентовал, это революция в шахматах». Это так же смешно, как сказать что кому-то первому пришла идея полететь на Луну, но ее украли американцы. Желание прославиться понятно – но это не главное.
Как видно, на далеко не полном перечне вариантов шахмат, их разнообразие безгранично. А некоторые варианты лишь немного отличаются друг от друга. Можно сделать вывод, что нарисовать картинку можно любую. А вот создать целостный вариант, который заинтересует людей, и запустить его в производство более сложная задача, которая успешно решается применительно к нашему варианту шахмат “на троих”.
Yu Ren Dong
Clifton W. King
Григорий Томкович
Николай Кулаков
Filek Tadeusz Jacek
"изобрел" Яльцев В.Н.
Коннов А.Ю.
Wright R., Adams K.
Наша доска!
А вот создать игру для трех игроков с геометрией не нарушающей главные принципы шахмат с правилами которые позволяют с интересом играть сильным и слабым игрокам за одной доской, чтобы играть было можно в семье с детьми и «слабые» могли «накостылять» бессменному чемпиону двора – эта идея мне показалась очень интересной.
И если скептики скажут что это несерьезно, то замечу что несерьезность игры часть замысла как и критерий – если игра быстро пошла в народ значит она нужна.
Самая главная проблема в этой задаче как квадратные поля вписать в треугольник, что в принципе невозможно. А ромбики и шестиугольники делают игру запутанной.
Поэтому было принято решение исходные позиции фигур будут привычными – квадратными. Чтобы было понятно, куда идут бойцы переднего края – пешки, пришлось поле битвы сделать криволинейным. Решение не идеальное, но оно позволяет понять ходы фигур, не читая правил.
А для людей, впервые севших за шахматную доску, я составил диаграммы на все случаи жизни; пешка в начале, пешка в центре, ладья в начальном положении, ладья в центре, и так для каждой фигуры. Приведена легкая, для краткости, партия с запись ходов. И это было еще не все. Практика показала, что кто-то из игроков может «топтаться на месте» чтобы сохранить фигуры к концу партии. А «герои» погибали первыми. Пришлось ввести правило: кто поставил мат, забирает чужое войско в плен и идет на третьего шахматиста (правда, может делать один ход объединенными силами). Только после этого был достигнут баланс между всеми составляющими игры.
Правила в цветном исполнении на двух страницах в формате А4 и несколько примеров для случаев, когда мат получился в результате двойного шаха от двоих соперников. Вопрос кто же поставил мат, легко объясняется на диаграммах.
И вот в таком виде игра запатентована (Патент № 60868).
Следующая цель – выпуск игры в электронном виде. Приглашаю желающих к сотрудничеству.
Человечество развивается, и иногда меняются, казалось бы, незыблемые законы. Лишь бы на пользу.
С наилучшими пожеланиями,
В.П. Чехонадский
e-mail: chehonadsky@chess3.ru