История создания шахмат «на троих»

Автор шахмат на троих - Чехонадский Виктор Павлович

Уважаемые друзья.

Не скрою, огромное удовлетворение проектом вызывают заявки со всех концов России и зарубежья. Интернет – магазины делают вывески «Шахматы на троих» даже если продают только тапки. Значит цепляет. Некоторые версии шахмат втроем с треугольными полями круглыми и т.д. привязывают к себе копии наших правил, с нашими диаграммами, разъяснениями и картинками. Ну, еще бы! Ведь нам удалось решить главный вопрос – как играть, т.е. создать интересные правила. Я говорю нам, потому что сначала и до сих пор все графическое и цветовое оформление делает бренд-менеджер Лидия Наумова. Она придала всему проекту деловой и в тоже время развлекательный тон, за что ей огромное спасибо.

Прошло несколько лет с момента начала серийного выпуска шахмат для троих и мы предлагаем вам купить игру для себя или в подарок хорошему человеку.

Многие годы энтузиасты игры втроем ломали голову, что делать после мата (шахматного естественно) одному из игроков. Ведь тот, кто ставил мат, обычно терял фигуры, подбираясь к королю. А тот, кто топтался на месте, сохранял фигуры и имел преимущество. И только наше правило – брать фигуры в ” плен ” (заставляет других игроков играть активно, даже теряя свои фигуры, чтобы не позволить кому-то из игроков иметь ” двойную” армию), позволило сбалансировать игру. Играть стало интересно даже если играют слабак, середняк и чемпион.

В 2006 г. мы зарегистрировали наши права на доску и правила игры в шахматы на троих получив патент.

Незаконное производство и продажа преследуются по закону, изъятием из продажи и иском к торговым и оптовым организациям.

С чего начались шахматы на троих

Впервые я прочитал о попытке создания шахмат для трех игроков в журнале «Огонек» много лет тому назад. Иногда я читал о гексагональных шахматах, шахматах на цилиндре, шахматах с круглыми полями, с треугольными полями и даже о шахматах на спиральной доске.

Все эти изобретения объединило одно – в них были красивые картинки, а сама игра была невозможна и неинтересна. Видимо, изобретать шахматы для троих, четверых и т.д. пытались с момента появления классических шахмат, сотни лет назад. Просто хороший вариант не получался. И поэтому странно читать в Интернете, что некоторые люди заявляют: «это моя идея, я первый ее запатентовал, это революция в шахматах». Это так же смешно, как сказать что кому-то первому пришла идея полететь на Луну, но ее украли американцы. Желание прославиться понятно – но это не главное.

Как видно, на далеко не полном перечне вариантов шахмат, их разнообразие безгранично. А некоторые варианты лишь немного отличаются друг от друга. Можно сделать вывод, что нарисовать картинку можно любую. А вот создать целостный вариант, который заинтересует людей, и запустить его в производство более сложная задача, которая успешно решается применительно к нашему варианту шахмат “на троих”.

Шахматы на троих 1736 г. Yu Ren Dong
1736 г.
Yu Ren Dong
Шахматы на троих - 1994 г. Clifton W. King
1994 г.
Clifton W. King
Шахматы 2000 г. Григорий Томкович
2000 г.
Григорий Томкович
Шахматы на троих - 1975 г. Andreas Treugut, Jurgen Bottcher
1975 г. Andreas Treugut, Jurgen Bottcher
Шахматы на троих 1985 г. Todd L. Anderson, Craig L. Anderson
1985 г. Todd L. Anderson, Craig L. Anderson
Шахматы на троих 2001 г. Николай Кулаков
2001 г.
Николай Кулаков
Шахматы на троих - 1992 г. Filek Tadeusz Jacek
1992 г.
Filek Tadeusz Jacek
Через 10 лет "изобрел" Яльцев В.Н.
Через 10 лет
"изобрел" Яльцев В.Н.
Шахматы на троих - Коннов А.Ю.
2003 г.
Коннов А.Ю.
Шахматы для троих 1974 г. Wright R., Adams K.
1974 г.
Wright R., Adams K.
Mobius chess
Mobius chess
2005 г. Чехонадский В.П.
2005 г. Чехонадский В.П.
Наша доска!

А вот создать игру для трех игроков с геометрией не нарушающей главные принципы шахмат с правилами которые позволяют с интересом играть сильным и слабым игрокам за одной доской, чтобы играть было можно в семье с детьми и «слабые» могли «накостылять» бессменному чемпиону двора – эта идея мне показалась очень интересной.

И если скептики скажут что это несерьезно, то замечу что несерьезность игры часть замысла как и критерий – если игра быстро пошла в народ значит она нужна.

Самая главная проблема в этой задаче как квадратные поля вписать в треугольник, что в принципе невозможно. А ромбики и шестиугольники делают игру запутанной.

Поэтому было принято решение исходные позиции фигур будут привычными – квадратными. Чтобы было понятно, куда идут бойцы переднего края – пешки, пришлось поле битвы сделать криволинейным. Решение не идеальное, но оно позволяет понять ходы фигур, не читая правил. 

А для людей, впервые севших за шахматную доску, я составил диаграммы на все случаи жизни; пешка в начале, пешка в центре, ладья в начальном положении, ладья в центре, и  так для каждой фигуры. Приведена легкая, для краткости, партия с запись ходов. И это было еще не все. Практика показала, что кто-то из игроков может «топтаться  на месте» чтобы сохранить фигуры к концу партии. А «герои» погибали первыми. Пришлось ввести правило: кто поставил мат, забирает чужое войско в плен и идет на третьего шахматиста (правда, может делать один ход объединенными силами). Только после этого был достигнут баланс между всеми составляющими игры.

Правила в цветном исполнении на двух страницах в формате А4 и несколько примеров для случаев, когда мат получился в результате двойного шаха от двоих соперников. Вопрос кто же поставил мат, легко объясняется на диаграммах.

И вот в таком виде игра запатентована (Патент № 60868). 

Следующая цель – выпуск игры в электронном виде. Приглашаю желающих к сотрудничеству.

Человечество развивается, и иногда меняются, казалось бы, незыблемые законы. Лишь бы на пользу.

С наилучшими пожеланиями,
В.П. Чехонадский
e-mail: chehonadsky@chess3.ru